Курсы «Генеалогия хорошего вкуса»

(Изменения внесены 05 11 2025)
ПЕРВЫЙ ПОТОК КУРСОВ «ГЕНЕАЛОГИЯ ХОРОШЕГО ВКУСА» : ПОМЕШИЧЬИ КРЕСТЬЯНЕ, НАЧАЛСЯ 1 октября 2025
года, в нём принимают участие 262 участников без обратной связи и 52 участника — с обратной.
Пример первого занятия (рекламного) можно скачать ЗДЕСЬ
Вспомогательное видео №2 https://vkvideo.ru/video-153082959_456239727?list=ln-zmaCQYlaEespAsu7xz
Занятие 2 15 октября 2025 года (прошло)
Занятие 3 — 1 ноября 2025 года (прошло)
Занятие 4 — 15 ноября 2025 года
Занятие 5 — 1 декабря 2025 года
Занятие 6 — 15 декабря 2025 года
Занятие 7 — 30 декабря 2025 года
Конец занятий по дореволюционной части, Новый год
Занятие 8 — 15 января 2026 года
Занятие 9 1 февраля 2065 года
Занятие 10 (финальное) — 15 февраля 2026 года
«Генеалогия хорошего вкуса №2» НАБОР ОТКРЫТ
«Генеалогия хорошего вкуса», поток 2, 01.04–01.09 2026.
—
Что нужно знать?
Организационно проходит по тому же принципу, что и Курсы-1. Однако есть некоторые изменения:
- Для студентов, которые не активны в обсуждениях («молчуны»), в конце курса предусмотрен 1 час консультаций. Ранее это было 1,5 часа.
- Приоритетным методом коммуникации со вторым потоком будет группа в «Телеграме». Электронная почта будет использоваться только после этого.
- Возврат 100% стоимости курса возможен после получения второго занятия (ранее — после третьего).
—
Смыслообразующая составляющая
Второй поток курса не является практиконаправленным. Его цель — расширить знания и понимание генеалогов всех уровней и даже тех, кто не занимается генеалогией профессионально.
В отличие от первого потока, который ориентирован на практическую помощь в написании родословной книги (РК) и основан на истории и генеалогии помещичьих крестьян, второй поток направлен на изучение более широкого спектра вопросов.
Уточнённая программа второго потока (но надо сказать, что я у меня программы всегда примерны, в практике я всегда отхожу от програм, придерживаясь их только в основном)
1. Введение: Служилое сословие в России
Определение служилого сословия, его место в социальной структуре.
Классификация служилых людей (дворяне, однодворцы, дети боярские и др.).
Источники по истории служилого сословия
Практикум: поиск сведений о служилых предках в семейных преданиях и базовых источниках.
2. Происхождение служилого сословия и его эволюция
Формирование служилого сословия с XV по XVIII век.
Основные группы: московское дворянство, помещики, стрельцы, казаки и др.
Документальные указатели для служилых людей (разрядные книги, списки дворян).
Практикум: чтение и анализ простых служилых документов. Главные эксперты на эту тему в российской генеалогии.
3. Четвертное право и отношения с государством у однодворцев
Что такое четвертное право, его суть и эволюция.
Права, обязанности, земельные наделы, налоги и повинности.
Системы и органы учёта (переписи, подворные списки, дела о земле).
Практикум: поиск и анализ сведений об однодворцах в ревизских сказках, делах о четвертях.
4. Служилые, но не однодворцы: разбираем категории
Дворяне, стрельцы, казаки, дети боярские, нижние чины.
Отличие от однодворцев, особенности службы и статуса.
Практикум: стратегия поиска в региональных архивах, «нестандартные» источники (послужные списки, разрядные записи, рапорты о службе).
5. Государственные крестьяне: происхождение и экономика
Кто такие государственные крестьяне и как сформировалось сословие.
Их положение на земле, меры земли, хозяйство, особенности семейной структуры, набор фамилий, порядок именований.
6. «Полузависимые» (условный термин) крестьяне: монастырские, архиерейские, посессионные и др.
Категории: монастырские, архиерейские, посессионные, экономические.
Отличия по правам, обязанностям, прикрепление к земле/владельцу.
Практикум: поиск в описях монастырских вотчин, ведомствах, использование косвенных данных.
7. Ясачные на окраинах Империи
Кто такие ясачные (например, в Сибири и на севере).
Особенности налогообложения и статуса; этнический состав.
Источники: ясачные книги, ведомости, сообщения царских местных властей.
8. Сословия крестьян после реформы 1861 года
Отмена крепостного права, последствия для государственных, казённых, бывших помещичьих крестьян.
Переходные статусы: временнообязанные, выкупные, особенности записей в документах.
9. Практические вопросы генеалогии по вышеуказанным категориям
Как собрать «паспорт семьи» по разным сословным веткам.
Работа с фамилиями, прозвищами, особенностями именования.
Особые кейсы: перемещение между сословиями, переселения, обрусение фамилий.
Практикум: создание исследовательских чек-листов, разбор генеалогических задач слушателей на основании обратной связи.
10. Обобщение: Стратегия генеалога по сословным архивам. Советы и рабочие инструменты «коммерса», которые нигде не опубликованы.
По итогам курсов участники получат базовое представление об экономических и социальных отношениях между государством, однодворцами и государственными крестьянами в XVII — начале XX веков.
Это повысит их осведомленность и понимание реалий того времени. Курс будет интересен всем, кто интересуется генеалогией и историей России.
—
Формат курса
Курс не предполагает домашних заданий. Основным учебным материалом является файл в формате PDF объемом не менее 35–40 страниц, который будет распространяться раз в 15 дней.
Также будут доступны вспомогательные видео в системе VK Видео. Материалы предоставляются на постоянной основе после оплаты курса.
В конце курса участники могут написать добровольное эссе на заданную тему. Вспомогательным материалом будет служить общение в Telegram-сообществе и обратная связь для участников с тарифом «с обратной связью».
—
Важно!
Курс не является образовательной услугой, поэтому сертификаты об окончании не выдаются. Факт прохождения курсов не влияет на поступление в учебные заведения и не может быть использован как подтверждение квалификации.
—
Стоимость курса
Без обратной связи:
- Для нынешних участников курсов: 5500 руб.
- С 15.11.2025 для всех: 6000 руб. (до 31.12.2025)
- С 01.01.2026 и далее: 7000 руб.
С обратной связью:
- 15 000 руб (без права понижения статуса или возврата) предоставляется по запросу
Всего доступно 300 мест без обратной связи, из них на 5 ноября 2025 года занято 60.
—
Оплата
Оплата производится строго по QR-коду на счет ИП. Также можно оплатить по номеру телефона +79166324084 через СБП, выбрав банк «Точка» (это тот же самый счет ИП, что и по QR-коду).
—
Контакты
Вопросы можно задать по телефону +79166324084 (WhatsApp, Telegram).
—
Ведущий курса
ИП Семёнов Виталий Викторович — автор более 15 книг по генеалогической тематике. Окончил Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в 2003 году.
Имеет 3 года профессионального педагогического опыта в ГОУ СОШ 1318 (Московская международная киношкола). Также является редактором трех альманахов «ГенЭкспо».
Провел и записал более 500 онлайн-лекций по генеалогии. Имеет 17 лет опыта коммерческой деятельности в области генеалогии. Курс подготовлен в сотрудничестве с командой экспертов и менторов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПИСЬМА (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЕРТИФИКАТАМИ) об участии в курсе-реалити «Генеалогия хорошего вкуса» возможно будет получить по письменному запросу
ПРОГРАММА РЕАЛИТИ-КУРСА «ГЕНЕАЛОГИЯ ХОРОШЕГО ВКУСА»
Формат курса: 10 лекций.
В тарифе без обратной связи участники получают лекции в формате писем на e-mail.
В тарифе с ОС участники получают материалы в телеграмм-канале, где могут задавать вопросы, а так же общаться на темы курса.
В результате курса вы:
Научитесь другому уровню мышления в исследовании.
Узнаете и поймете, как писать родословные книги «на вырост» от РГАДА до современности.
Узнаете, какие вопросы и аспекты родословного исследования должны быть освещены в каждой главе и какие форматы могут быть.
Поймете логику каждой главы родословной книги.
Научитесь систематизировать собственные материалы родословной, связывая жизнь предков с историческими периодами.
Сможете самостоятельно создать несколько глав родословной книги, используя шаблон и структуру.
ПРОГРАММА ПЕРВОГО ПОТОКА КУРСА (УЖЕ ИДЁТ)
| Название | Ожидаемые образовательные результаты модуля, тезисные планы уроков | Уточнённая программа занятия | |
| 1 октября 2025 года | |||
| Лекция 1 | Вступление и «подводка»
С чего начинается родословная книга |
1. Какие факты помещаются в начало книги.
2. Каким периодом ограничивается родословная книга? 3. Стоит ли вмещать в родословную книгу все факты? 4. «Синодик» или календарь событий. 5. Где начинать и где заканчивать родословное исследование. |
(можно скачать файл)
КУРСЫ: ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ и ЦЕННОСТЕЙ РОДОСЛОВНОЙ КНИГИ. (Проведена)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПОНИМАНИЕ СТРУКТУРЫ РОДОСЛОВНОЙ КНИГИ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ : ДАВАЙТЕ УЖЕ НАЧНЁМ!
|
| 15 октября 2025 года | |||
| Лекция 2. | Из глубины веков | 1.Как работать с материалами начала исследования.
2. Материалы РГАДА для генеалогов, какие фонды могут быть полезны 3. «Подушные», «ландратские», «ревизские» как разобраться. 4. «Дым», «двор», «дом», — основные понятия крестьянского дома средней полосы как налоговой и социальной единицы. |
Добавлено 27 08 2025
Проведена ВСТУПЛЕНИЕ : КАК МЫ ОБРАБАТЫВАЕМ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ • Научный метод и его принципы. • Происхождение РК в России. • Ваши первые научные инструменты. ЧАСТЬ ВТОРАЯ : СОСЛОВНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ • Что включать и не включать в РК: «красивости» и другие «детские болезни роста». ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ : НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В ЖИЗНИ НАШИХ ПРЕДКОВ. • Смена налоговых режимов в России. |
| Лекция 3 | Форма зависимости | 1. Что такое крепостная зависимость? Как она менялась с XVII по XIX век.
2. Дворня и крестьяне: «карта» среднерусского поместья 3. Экономика поместья: управляющий, помещик, сколько что стоило? 4. Как происходила смена помещика? |
Реальное содержание : добавлено 13.10.2025
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ТРИАДА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ : КТО ЕСТЬ КТО В БАРСКОЙ УСАДЬБЕ?
ВЫВОДЫ: ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПОСЛЕ ЭТОЙ ЛЕКЦИИ |
| Лекция 4 | Ревизские сказки как источник: со второй половины XVIII века до 1850 года | 1. Ревизские сказки, как разобраться
2. Отличия между ревизиями. 3. Рекрутчина и роль военной службы. 4. Роль женщины в крестьянском хозяйстве. |
Добавлено 16 10 2025:ВСТУПЛЕНИЕ: ВСЮДУ ЖИЗНЬ
ГЛАВА ПЕРВАЯ : КАК КРЕПОСТНИЧЕСТВО СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ
ГЛАВА ВТОРАЯ: ВСЮДУ ЖИЗНЬ
2.1. НЕВЕСТЫ 2.2. РЕКРУТЫ и РЕКРУТСКИЕ ЖЁНЫ 2.3. ЧЕК ЛИСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНТЕРЕСНОСТЕЙ В ВАШЕЙ РОДОСЛОВНОЙ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ В НЕЙ РЕКРУТ.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ : ПО МУЖУ РАБА ИЛИ РОЛЬ ЖЕНЩИН В ГЕНЕАЛОГИИ
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ : ЧЕМ ЕЩЁ ПАМЯТЕН XVIII ВЕК ДЛЯ ГЕНЕАЛОГА |
| Лекция 5 | Метрические книги и исповедные росписи | 1. История основных метрических источников. Их секреты.
2. Епархиальные правила о таинствах, крещении и венчании. Что остаётся за «скобками»? |
Уточнённая программа (добавлена 04 11 2025)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПОВТОРЕНИЕ ПОВТОРЕНИЕ: НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ СТРАТЕГИИ СОСТАВЛЕНИЯ РК, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В ПРЕДЫДУЩИХ ЗАНЯТИЯХ ИЛИ 12 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ НАПИСАТЬ ВАШУ РК.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: АРХИВНАЯ ЭВРИСТИКА, КАК ИСКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ В АРХИВАХ.
ФОНДЫ, КОТОРЫЕ ВЫ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТЕ, А ЗРЯ.
2.1.СУД! 2.2. НРАВЫ 2.3 КАРТЫ 2.4. ДЕНЬГИ – КАЗЁННАЯ, НО ПАЛАТА 2.5. ДВА СТОЛА. КОЕ ЧТО О ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ: КАК ЗДОРОВО ВХОДИТ И ВЫХОДИТ, И ЧТО ОТ ЭТОГО ГЕНЕАЛОГУ? КОЕ-ЧТО О СЛЕПЫХ ЗАГОЛОВКАХ И АРХИВНОМ ВОЛОНТЁРСТВЕ.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: 4 ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯ РУБЕЖА ВЕКОВ ДЛЯ ГЕНЕАЛОГОВ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ГРАНИЦЫ СТАЛИ ИДЕНТИЧНЫ ЦЕРКОВНЫМ (1799) ПОЯВЛЕНИЕ ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦЕВ (1801) Случай Огарёва. «ПОЯВЛЕНИЕ» КАНТОНИСТОВ Военные поселения. Солдатские девки ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ 1812 ГОДА И ЗЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ Оказание помощи пострадавшим. Земское ополчение.
ВЫВОДЫ
|
| Лекция 6 | «Большой перелом». | 1. Жизнь после отмены крепостного права. Как бы построен выкуп земельного хозяйства?
2. Роль крестьянского самоуправления. Волость. Писарь. Мир. Основные понятия того времени. 3. Уход на «промыслы» в большие города. |
|
| Лекция 7 | Жизнь полугородская | 1. Как была построена жизнь города и приезжих в 1890-1914 годах.
2. «Слободские»: в чём феномен городских окраин, о чём писал Гиляровский.
|
|
| Лекция 8 | Тайны крови. Семейные легенды и как они работают с бессознательным. | 1. Откуда берутся семейные легенды
2. Тайны их привлекательности 3. Как работать с семейными легендами и включать в родословные книги. |
|
| Модуль 5. Межвоенный и послевоенный периоды. Реконструкция жизни предков в периоды, которые пока не считаются ценным историческим источником повседневной жизни
|
В результате вы узнаете, как результативно провести интервью о повседневной жизни у старшего поколения.
Поймете, как информация из интервью может стать частью родословной книги.
|
Проведёте интервью и составите на его основе часть главы для родословной книги, дополнив фотоматериалом из домашнего архива.
|
|
| Лекция 9 | Межвоенный период (1922-1941 год) | 1. Как искать сведения об этом периоде на селе и в городе.
2. Основные изменения в жизни непривилегированных сословий в это время 3. Газеты как источники |
|
| Лекция 10 | Строительство современности (1950-1970-е годы) | 1. Основные правила работы с фотонаследием.
2. Как реконструировать образ жизни того времени, от которого остались живые свидетели. 3. Генеалогия времён «застоя». 4. Как заканчивать родословную книгу, чтобы снова начать её через 10 лет. |
|
| Итоговая онлайн-встреча. Ответы на вопросы и рефлексия. |
