Курсы «Генеалогия хорошего вкуса»

 (Изменения внесены 05 11 2025)

ПЕРВЫЙ ПОТОК КУРСОВ «ГЕНЕАЛОГИЯ ХОРОШЕГО ВКУСА» : ПОМЕШИЧЬИ КРЕСТЬЯНЕ, НАЧАЛСЯ 1 октября 2025

года, в нём принимают участие 262 участников без обратной связи и 52 участника — с обратной.

Пример первого занятия  (рекламного)  можно скачать ЗДЕСЬ

Вспомогательное видео № 1 https://vkvideo.ru/video-153082959_456239726?list=ln-VKrZn5zlt0jtTh5SdX
Вспомогательное видео №2 https://vkvideo.ru/video-153082959_456239727?list=ln-zmaCQYlaEespAsu7xz
График дальнейших занятий :
Занятие 1 — 1 октября 2025 года (прошло)
Занятие 2  15 октября 2025 года (прошло)
Занятие 3 — 1 ноября 2025 года (прошло)
Занятие 4 — 15 ноября 2025 года
Занятие 5 — 1 декабря 2025 года
Занятие 6 — 15 декабря 2025 года
Занятие 7 — 30 декабря 2025 года

Конец занятий по дореволюционной части, Новый год 

Занятие 8 — 15 января 2026 года
Занятие 9   1 февраля 2065 года
Занятие 10 (финальное) — 15 февраля 2026 года

1 марта — ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ (по желанию): экзаменационное эссе с проверкой, разбор наиболее интересных работ.

 

«Генеалогия хорошего вкуса №2» НАБОР ОТКРЫТ

«Генеалогия хорошего вкуса», поток 2, 01.04–01.09 2026.

Что нужно знать?

Организационно проходит по тому же принципу, что и Курсы-1. Однако есть некоторые изменения:

  1. Для студентов, которые не активны в обсуждениях («молчуны»), в конце курса предусмотрен 1 час консультаций. Ранее это было 1,5 часа.
  2. Приоритетным методом коммуникации со вторым потоком будет группа в «Телеграме». Электронная почта будет использоваться только после этого.
  3. Возврат 100% стоимости курса возможен после получения второго занятия (ранее — после третьего).

Смыслообразующая составляющая

Второй поток курса не является практиконаправленным. Его цель — расширить знания и понимание генеалогов всех уровней и даже тех, кто не занимается генеалогией профессионально.

В отличие от первого потока, который ориентирован на практическую помощь в написании родословной книги (РК) и основан на истории и генеалогии помещичьих крестьян, второй поток направлен на изучение более широкого спектра вопросов.

Уточнённая программа второго потока (но надо сказать, что я у меня программы всегда примерны, в практике я всегда отхожу от програм, придерживаясь их только в основном)
1. Введение: Служилое сословие в России
Определение служилого сословия, его место в социальной структуре.
Классификация служилых людей (дворяне, однодворцы, дети боярские и др.).
Источники по истории служилого сословия
Практикум: поиск сведений о служилых предках в семейных преданиях и базовых источниках.

2. Происхождение служилого сословия и его эволюция
Формирование служилого сословия с XV по XVIII век.
Основные группы: московское дворянство, помещики, стрельцы, казаки и др.
Документальные указатели для служилых людей (разрядные книги, списки дворян).
Практикум: чтение и анализ простых служилых документов. Главные эксперты на эту тему в российской генеалогии.

3. Четвертное право и отношения с государством у однодворцев
Что такое четвертное право, его суть и эволюция.
Права, обязанности, земельные наделы, налоги и повинности.
Системы и органы учёта (переписи, подворные списки, дела о земле).
Практикум: поиск и анализ сведений об однодворцах в ревизских сказках, делах о четвертях.

4. Служилые, но не однодворцы: разбираем категории
Дворяне, стрельцы, казаки, дети боярские, нижние чины.
Отличие от однодворцев, особенности службы и статуса.
Практикум: стратегия поиска в региональных архивах, «нестандартные» источники (послужные списки, разрядные записи, рапорты о службе).

5. Государственные крестьяне: происхождение и экономика
Кто такие государственные крестьяне и как сформировалось сословие.
Их положение на земле, меры земли, хозяйство, особенности семейной структуры, набор фамилий, порядок именований.

6. «Полузависимые» (условный термин) крестьяне: монастырские, архиерейские, посессионные и др.
Категории: монастырские, архиерейские, посессионные, экономические.
Отличия по правам, обязанностям, прикрепление к земле/владельцу.
Практикум: поиск в описях монастырских вотчин, ведомствах, использование косвенных данных.

7. Ясачные на окраинах Империи
Кто такие ясачные (например, в Сибири и на севере).
Особенности налогообложения и статуса; этнический состав.
Источники: ясачные книги, ведомости, сообщения царских местных властей.

8. Сословия крестьян после реформы 1861 года
Отмена крепостного права, последствия для государственных, казённых, бывших помещичьих крестьян.
Переходные статусы: временнообязанные, выкупные, особенности записей в документах.

9. Практические вопросы генеалогии по вышеуказанным категориям
Как собрать «паспорт семьи» по разным сословным веткам.
Работа с фамилиями, прозвищами, особенностями именования.
Особые кейсы: перемещение между сословиями, переселения, обрусение фамилий.
Практикум: создание исследовательских чек-листов, разбор генеалогических задач слушателей на основании обратной связи.

10. Обобщение: Стратегия генеалога по сословным архивам. Советы и рабочие инструменты «коммерса», которые нигде не опубликованы.

По итогам курсов участники получат базовое представление об экономических и социальных отношениях между государством, однодворцами и государственными крестьянами в XVII — начале XX веков.

Это повысит их осведомленность и понимание реалий того времени. Курс будет интересен всем, кто интересуется генеалогией и историей России.

Формат курса

Курс не предполагает домашних заданий. Основным учебным материалом является файл в формате PDF объемом не менее 35–40 страниц, который будет распространяться раз в 15 дней.

Также будут доступны вспомогательные видео в системе VK Видео. Материалы предоставляются на постоянной основе после оплаты курса.

В конце курса участники могут написать добровольное эссе на заданную тему. Вспомогательным материалом будет служить общение в Telegram-сообществе и обратная связь для участников с тарифом «с обратной связью».

Важно!

Курс не является образовательной услугой, поэтому сертификаты об окончании не выдаются. Факт прохождения курсов не влияет на поступление в учебные заведения и не может быть использован как подтверждение квалификации.

Стоимость курса

Без обратной связи:

  • Для нынешних участников курсов: 5500 руб.
  • С 15.11.2025 для всех: 6000 руб. (до 31.12.2025)
  • С 01.01.2026 и далее: 7000 руб.

С обратной связью:

  • 15 000 руб (без права понижения статуса или возврата) предоставляется по запросу

Всего доступно 300 мест без обратной связи, из них на 5 ноября 2025 года занято 60.

Оплата

Оплата производится строго по QR-коду на счет ИП. Также можно оплатить по номеру телефона +79166324084 через СБП, выбрав банк «Точка» (это тот же самый счет ИП, что и по QR-коду).

Контакты

Вопросы можно задать по телефону +79166324084 (WhatsApp, Telegram).

Ведущий курса

ИП Семёнов Виталий Викторович — автор более 15 книг по генеалогической тематике. Окончил Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в 2003 году.

Имеет 3 года профессионального педагогического опыта в ГОУ СОШ 1318 (Московская международная киношкола). Также является редактором трех альманахов «ГенЭкспо».

Провел и записал более 500 онлайн-лекций по генеалогии. Имеет 17 лет опыта коммерческой деятельности в области генеалогии. Курс подготовлен в сотрудничестве с командой экспертов и менторов.

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПИСЬМА (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЕРТИФИКАТАМИ) об участии в курсе-реалити «Генеалогия хорошего вкуса» возможно будет получить по письменному запросу

ПРОГРАММА РЕАЛИТИ-КУРСА «ГЕНЕАЛОГИЯ ХОРОШЕГО ВКУСА»

Формат курса: 10 лекций.

В тарифе без обратной связи участники получают лекции в формате писем на e-mail.

В тарифе с ОС участники получают материалы в телеграмм-канале, где могут задавать вопросы, а так же общаться на темы курса.

В результате курса вы:

Научитесь другому уровню мышления в исследовании.

Узнаете и поймете, как писать родословные книги «на вырост» от РГАДА до современности.

Узнаете, какие вопросы и аспекты родословного исследования должны быть освещены в каждой главе и какие форматы могут быть.

Поймете логику каждой главы родословной книги.

Научитесь систематизировать собственные материалы родословной, связывая жизнь предков с историческими периодами.

Сможете самостоятельно создать несколько глав родословной книги, используя шаблон и структуру.

 

ПРОГРАММА ПЕРВОГО ПОТОКА КУРСА (УЖЕ ИДЁТ)

 

Название Ожидаемые образовательные результаты модуля, тезисные планы уроков Уточнённая программа занятия 
1 октября 2025 года
Лекция 1 Вступление и «подводка»

С чего начинается родословная книга

1.       Какие факты помещаются в начало книги.

2.       Каким периодом ограничивается родословная книга?

3.       Стоит ли вмещать в родословную книгу все факты?

4.      «Синодик» или календарь событий.

5.       Где начинать и где заканчивать родословное исследование.

(можно скачать файл)

КУРСЫ: ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ и ЦЕННОСТЕЙ РОДОСЛОВНОЙ КНИГИ.

(Проведена)

 

  • структура курса,
  • постановка целей, подцелей,
  • как избежать «страха белого листа»,
  • лакуны,
  • хитрые советы, и даже …коаны,
  • и, наконец, ценности.

 

 

     ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПОНИМАНИЕ   СТРУКТУРЫ РОДОСЛОВНОЙ КНИГИ

 

  • хронологические границы, (От современности к древности или от древности к современности?),
  • бюрократические этапы русской истории и что от них может взять генеалог,
  • метод «зон поражения» (не рекомендован),
  • метод по истории фамилии.
  • таблица с выводами
  • нужно ли генеалогу историческое (само)образование?

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ : ДАВАЙТЕ УЖЕ НАЧНЁМ!

 

  • этика составления родословного древа,
  • Помянник (синодик)
15 октября 2025 года
Лекция 2. Из глубины веков 1.Как работать с материалами начала исследования.

2. Материалы РГАДА для генеалогов, какие фонды могут быть полезны

3. «Подушные», «ландратские», «ревизские» как разобраться.

4. «Дым», «двор», «дом», — основные понятия крестьянского дома средней полосы как налоговой и социальной единицы.

Добавлено 27 08 2025

Проведена

ВСТУПЛЕНИЕ : КАК МЫ ОБРАБАТЫВАЕМ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ
• Исследовать в РГАДа нельзя без плана.

• Научный метод и его принципы.
• Ментальная ошибка генеалога.
• Вы хотите верить.

• Происхождение РК в России.
• Правила коммерческих РК, которым вы следуете.
• Принцип априорной добродетельности предков.
• Вы – не коммерс.

• Ваши первые научные инструменты.
• Как проводить рефлексию.
• Что ответить архивисту.
• Задание
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КАК ОПИСЫВАТЬ МЕСТНОСТЬ
• Описание местности: расположение по отношению к большим городам, коммуникации (транспортная доступность),
• старинные карты (ПГМ, Менде, Шуберт, Стрельбицкий, РККА),
• история административно- территориального деления, состав населения,
• Задание.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ : СОСЛОВНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

• Что включать и не включать в РК: «красивости» и другие «детские болезни роста».
• Работа с источником: характеристика источника.
• Работа с источником: сравнение двух источников.
• Практический пример: сравниваем перепись 1709 года и первую ревизию
• Выводы. План дальнейшего исследования.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ : НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В ЖИЗНИ НАШИХ ПРЕДКОВ.

• Смена налоговых режимов в России.
• Сословное богатство внутри одной усадьбы в XVII-XVIII вв.
• Генеалогические источники до первой ревизии.
• Миграция населения.
• Личные выводы.
• Задание

Лекция 3 Форма зависимости 1.       Что такое крепостная зависимость? Как она менялась с XVII по XIX век.

2.       Дворня и крестьяне: «карта» среднерусского поместья

3.       Экономика поместья: управляющий, помещик, сколько что стоило?

4.      Как происходила смена помещика?

Реальное содержание : добавлено 13.10.2025

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ТРИАДА

  1. Полюбить трёхрукого бандита.
  2. Принцип 3+1
  3. Александр Воробьёв о ревизских сказках
  4. Александр Воробьёв об исповедных росписях.
  5. Александр Воробьёв о метрических книгах.
  6. Неразрешимая загадка российской генеалогии. О генеалогических программах.
  7. Генеалог иИИ…

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ : КТО ЕСТЬ КТО В БАРСКОЙ УСАДЬБЕ?

  1. 5 фактов о барской усадьбе, который должен знать любой генеалог.

 

ВЫВОДЫ: ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПОСЛЕ ЭТОЙ ЛЕКЦИИ

Лекция 4 Ревизские сказки как источник: со второй половины XVIII века до 1850 года 1.       Ревизские сказки, как разобраться

2. Отличия между ревизиями.

3. Рекрутчина и роль военной службы.

4. Роль женщины в  крестьянском хозяйстве.

Добавлено 16 10 2025:ВСТУПЛЕНИЕ: ВСЮДУ ЖИЗНЬ

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ : КАК КРЕПОСТНИЧЕСТВО СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ

 

ГЛАВА ВТОРАЯ: ВСЮДУ ЖИЗНЬ

 

2.1. НЕВЕСТЫ

2.2. РЕКРУТЫ и РЕКРУТСКИЕ ЖЁНЫ

            2.3. ЧЕК ЛИСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНТЕРЕСНОСТЕЙ В ВАШЕЙ РОДОСЛОВНОЙ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ В НЕЙ РЕКРУТ.

 

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ : ПО МУЖУ РАБА ИЛИ РОЛЬ ЖЕНЩИН В ГЕНЕАЛОГИИ

 

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ : ЧЕМ ЕЩЁ ПАМЯТЕН XVIII ВЕК ДЛЯ ГЕНЕАЛОГА

Лекция 5 Метрические книги и исповедные росписи 1.       История основных метрических источников. Их секреты.

2.       Епархиальные правила о таинствах, крещении и венчании. Что остаётся за «скобками»?

Уточнённая программа (добавлена 04 11 2025) 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПОВТОРЕНИЕ

ПОВТОРЕНИЕ: НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ СТРАТЕГИИ СОСТАВЛЕНИЯ РК, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В ПРЕДЫДУЩИХ ЗАНЯТИЯХ ИЛИ 12 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ НАПИСАТЬ ВАШУ РК.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: АРХИВНАЯ ЭВРИСТИКА, КАК ИСКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ В АРХИВАХ.

 

ФОНДЫ, КОТОРЫЕ ВЫ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТЕ, А ЗРЯ.

 

2.1.СУД!

2.2. НРАВЫ

2.3 КАРТЫ

2.4. ДЕНЬГИ – КАЗЁННАЯ, НО ПАЛАТА

2.5. ДВА СТОЛА.

КОЕ ЧТО О ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ: КАК ЗДОРОВО ВХОДИТ И ВЫХОДИТ, И ЧТО ОТ ЭТОГО ГЕНЕАЛОГУ?

КОЕ-ЧТО О СЛЕПЫХ ЗАГОЛОВКАХ И АРХИВНОМ ВОЛОНТЁРСТВЕ.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: 4 ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯ РУБЕЖА ВЕКОВ ДЛЯ ГЕНЕАЛОГОВ

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ГРАНИЦЫ СТАЛИ ИДЕНТИЧНЫ ЦЕРКОВНЫМ (1799)

ПОЯВЛЕНИЕ ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦЕВ (1801)

Случай Огарёва.

«ПОЯВЛЕНИЕ» КАНТОНИСТОВ

Военные поселения.

Солдатские девки

ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ 1812 ГОДА И ЗЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

Оказание помощи пострадавшим.

Земское ополчение.

 

ВЫВОДЫ

 

 

Лекция 6 «Большой перелом». 1.       Жизнь после отмены крепостного права. Как бы построен выкуп земельного хозяйства?

2.       Роль крестьянского самоуправления. Волость. Писарь. Мир. Основные понятия того времени.

3.       Уход на «промыслы» в большие города.

 
Лекция 7 Жизнь полугородская 1.       Как была построена жизнь города и приезжих в 1890-1914 годах.

2.       «Слободские»: в чём феномен городских окраин, о чём писал Гиляровский.

 

Лекция 8 Тайны крови. Семейные легенды и как они работают с бессознательным. 1.       Откуда берутся семейные легенды

2.       Тайны их привлекательности

3.       Как работать с семейными легендами и включать в родословные книги.

  Модуль 5. Межвоенный и послевоенный периоды. Реконструкция жизни предков в периоды, которые пока не считаются ценным историческим источником повседневной жизни

 

В результате вы узнаете, как результативно провести интервью о повседневной жизни у старшего поколения.

 

Поймете, как информация из интервью может стать частью родословной книги.

 

 

Проведёте интервью и составите на его основе часть главы для родословной книги, дополнив фотоматериалом из домашнего архива.

 

Лекция 9 Межвоенный период (1922-1941 год) 1.       Как искать сведения об этом периоде на селе и в городе.

2.       Основные изменения в жизни непривилегированных сословий в это время

3.       Газеты как источники

Лекция 10 Строительство современности (1950-1970-е годы) 1.       Основные правила работы с фотонаследием.

2.       Как реконструировать образ жизни того времени, от которого остались живые свидетели.

3.       Генеалогия времён «застоя».

4.      Как заканчивать родословную книгу, чтобы снова начать её через 10 лет.

Итоговая онлайн-встреча. Ответы на вопросы и рефлексия.